Нац костюмы якутов. Традиционная одежда саха к семантике цветовой символики. Национальная одежда коренных народов Якутии

Национальная одежда разных народностей зачастую имеет четкий отпечаток не только быта, способа жизни, но и климатических условий. Так, например, якутский национальный костюм создавался специально для сложных климатических условий Севера. Конечно, в нем также присутствует определенное количество элементов, позаимствованных у других народов, но это вовсе не создает отрицательного впечатления о костюме якутов.

Историческая справка

Якуты, как национальная община, на сегодняшний день наиболее сконцентрированы в Якутии и Красноярском крае. Небольшую численность людей этой национальности можно встретить в Магаданской, Сахалинской и Амурской областях.

Самыми ранними образцами национальной одежды якутов принято считать костюмы, возникшие еще в XIII веке. В основном, это - верхняя одежда с ярко выраженными народными орнаментами, украшениями и элементами. Костюм национальный якутский того времени создавался из меха разношерстных животных, грубых сукна и шелка, кожи.

Уже в христианскую эпоху (17-18 века) традиционный набор верхней одежды изготавливался из шкуры и меха домашних животных, поскольку основным видом деятельности якутов было коне- и скотоводство. Особую популярность получили замша, кожа и мех короткошерстных домашних животных. Для дополнительного утепления в особо морозные периоды, якутские умельцы использовали шкуры зверей с пушистым, длинношерстным мехом. Этот вариант выглядел больше как декоративное украшение классического национального костюма: меховые полоски нашивались по периметру верхней одежды, в качестве манжетов на рукава, а также - широкие теплые воротники.

Особенности кроя

В основе каждой народной одежды зачастую лежит прямой силуэт с такими же рукавами. Традиционный костюм якутов не является исключением.

Однако, и в его «дизайне» существует несколько вариаций:

  • оноолох, бууктаах. Якутские умельцы, без лишнего стеснения, положили в основу этого типа кроя особенности пошива одежды для российских военных и заядлых путешественников. Конечно, не обошлось без исключительно национальных вкраплений. Названием такой крой обязан наличию складок на спинке - «оноо» и оригинальной модели рукава - «буук» (буфообразный). Верхнюю одежду (чаще всего пальто), сшитую по этому принципу, носили одинаково и мужчины, и женщины. Основными материалами для изготовления якутских национальных костюмов этого кроя были: кожа и даба (китайская бумажная ткань) - для мужчин; мех и замша (в зависимости от сезона) - для женщин. Отделкой служили бархатные полоски на воротнике и манжетах;

  • кытыылаах. Появился в обиходе якутов гораздо позднее первого типа кроя и отличается от него лишь некоторыми деталями. Например, двойная широкая суконная полоса, которая размещалась по краю борта верхней национальной одежды.

Главной особенностью женского летнего пальто, выполненного с использованием кроя кытыылаах, является наличие нитей красного цвета в орнаменте, который украшает периметр одежды и рукава. В мужских моделях, сроенных по этому же принципу, присутствуют более строгие и тусклые цвета;

  • таналай. Один из самых древних типов кроя. Традиционная зимняя якутская одежда, которая выполнялась из ровдуги (оленья или лосиная замша) с использованием меха пушных зверей. Особенности этого кроя заключаются в наличии мехового наплечника, который располагался на стыке рукава и проймы. Разрезы по бокам, украшения из блестящего металла в виде подвесок в районе талии. Некоторые историки настаивают на том, что данный вид кроя был характерен для свадебных нарядов.

В основном, женский национальный костюм якутов не особо отличался от мужского. Главными различиями можно назвать цветовое исполнение, наличие дополнительного декора, использование различных материалов.

Женский якутский костюм

Основные материи для изготовления традиционного одеяния женщин в Якутии:

  • повседневные - практичные и прочные ситец и сатин;

  • праздничные - дорогие, красивые и блестящие шелк и атлас;

  • верхняя одежда - мех, замша с искусным добавлением кусков шелка или меховых национальных орнаментов.

Национальная шуба взрослой якутянки носит название саныйах, шьется из шкур диких животных: соболь, волк, росомаха или лиса. Это - один из самых главных предметов свадебного наряда невесты. На спине шкурка выкладывалась таким образом, чтобы из меха получался узор в виде расправленных крыльев.

Вообще, классический якутский свадебный гардероб женщины состоял из основных элементов:

    Аннах - особый кусок ткани, закрывающий лицо.

    Нательная рубаха из грубого ровдуга.

    Кожаные панталоны, прикрывающие, в основном, тазовую часть невесты.

    Ноговицы - специальные гетры, выполненные из кожи дикого животного, которые напоминали сапоги, но заканчивались в районе щиколотки, не имели ступневой части.

    Меховая доха - теплая пушистая шуба.

    Традиционный головной убор, который своим кроем и видом напоминал военный шлем.

    Большое количество украшений. Этот элемент у якутов считался одним из самых главных в женской одежде. При этом, украшалось все: одежда, обувь, голова, грудь, руки. Особой популярностью по сей день пользуется якутское бисероплетение. Его основы передаются от матери к дочери.

Костюм якутяночки в точности повторял костюм взрослой женщины. Для девочки было характерно использование опушка по периметру шапочки.

Национальный якутский костюм для мужчин

Конечно, одежда для мужчин отличалась от женской особой скромностью. Главной особенностью считалось наличие меховой отделки на рукавах и воротнике. Высота ворса у такой отделки могла достигать самых максимальных показателей. Головной убор также обязательно напоминает по своей форме шлем, изготавливался из натурального меха и закрывал от морозов уши, скулы и немного подбородочную зону. На конце такой якутской шапки обычно красовались полная луна или солнце, что знаменовало продолжение рода.

Якутия, Республика Саха - маленький, отдаленный и достаточно холодный регион Российской Федерации. Вот и все, что, как правило, знает поголовное большинство населения нашей страны об этой области. А между тем якуты - народ удивительный.

Коротко о регионе

Еще несколько столетий назад на территории современной Якутии располагался Якутский уезд, предшественник современного региона. Нынешняя же Республика Саха была образована в апреле 1922 года - поначалу как Автономная Советская Социалистическая Республика. В 1990 году ее преобразовали в Якутскую-Саха ССР, а современное наименование она получила год спустя.

Якутия входит в состав Дальневосточного федерального округа и занимает площадь более чем в три миллиона квадратных километров. При этом население всего округа едва доходит до миллиона. Главным городом Якутии считается Якутск, выросший из Якутского острога на правобережье Лены. Одна из особенностей региона заключается в том, что на его территории официально сосуществуют два государственных языка - русский и саха.

Откуда взялись якуты

О происхождении якутов ходят легенды. Одна из них, например, утверждает, что этот народ - первооснова всего человечества, поскольку Адам и Ева, от которых произошли все люди на Земле, были северянами. Другая версия гласит о существовании в древности некоего Тыгына, от которого якобы и берут начало якуты. Есть также мнение, что якуты - это татарские племена времен Орды, что они - потомки древних европейцев, что генетически им близки эвенки и много-много других. Тем не менее исследования археологов выявили, что на территории будущей Якутии люди стали жить уже во времена палеолита. В первом тысячелетии нашей эры сюда пришли предки эвенков и эвенов, тюркоязычные племена продолжали заселять площадь региона вплоть до пятнадцатого века. По утверждениям историков, якуты образовались в результате смешения тюркоязычных и местных племен. Также в крови якутов могут быть гены пришлых тунгусов.

Особенности якутов

По внешнему виду якута узнать просто. У них, как правило, овальное лицо с широким лбом, веки слегка скошенные, а глаза большие, черные. Большим является и рот, эмаль зубов желтоватая, нос обычно с горбинкой, но бывает и прямым. Цвет кожи отдает серовато-желтым или является смуглым. Волосы черные, жесткие, не вьются. Рост, как правило, небольшой. У якутов довольно высокая продолжительность жизни.

У этой народности хорошо развит слух, зрение, напротив, не очень. Они не отличаются быстротой движений, все делают неторопливо. Сверхсильных атлетов среди якутов тоже не встретить. Нация отличается высокой работоспособностью. Издавна их основными занятиями считались коневодство, разведение крупного рогатого скота, рыболовство, охота на пушного зверя. Также якуты обрабатывали дерево, выделывали шкуры, шили ковры, одежду, одеяла.

Религия занимает огромное место в жизни якутов. Сейчас они - православные, но с древних времен их быт был тесно связан с шаманством (кое-где это осталось и по сию пору).

Жилище якутов

Поскольку предки якутов были людьми кочевыми, то живут нынешние сахалары (это их самоназвание) в юртах (конечно, не все, к обитателям городов это не относится). Их поселения представляют собой собрание нескольких домов. Жилище якутов отличается от монгольских юрт тем, что возводится из круглых бревен, а не из войлока. Используют при этом лишь небольшие деревья. Рубить высокие, крупные для них грех - это одна из традиций и обычаев якутов.

Крышу делают конусообразную, а дверь располагают с востока. Помимо этого, якутские юрты имеют много маленьких окошек, вдоль которых стоят самые разнообразные лежаки - низкие и высокие, широкие и узкие, отгороженные друг от друга так, чтобы получались маленькие комнатки. Самый высокий лежак предназначается для хозяина, самый низкий находится возле входа в дом.

Как правило, юрты ставят в низинах, чтобы их не продували ветра. Часто дома делаются разборными - если племя ведет кочевой образ жизни. Выбор места для постройки жилища очень важен для якутов - оно должно приносить счастье.

Национальный костюм

Якутский костюм напрямую зависит от температурных условий - климат в Республике Саха нежаркий, именно поэтому одежда зачастую шьется с использованием конской или коровьей шкуры (а не только ткани). Для зимнего одеяния берут мех.

Сам костюм представляет собой кафтан с широкими рукавами и поясом в сочетании с кожаными штанами и меховыми носками. Кроме того, носят якуты и тканевые рубашки, подпоясанные ремешком. Материал, помимо меха и кожи, используют самый разнообразный - и шелк, и сукно, и ровдугу. В древности часто шили костюм из замши. Праздничный костюм более расклешенный книзу, с рукавами формы «буф» и отложными воротниками.

Якутская свадьба

Свадьба у якутов - явление особенное. Есть древняя священная традиция, согласно которой родители малышки практически с самого момента рождения должны найти ей будущего спутника жизни. Они выбирают мальчика и на протяжении долгих лет наблюдают за его жизнью, характером, привычками, манерой поведения - ведь очень важно не ошибиться в партии для своей дочки. Как правило, в первую очередь обращают внимание на тех мальчишек, чьи отцы обладают хорошим здоровьем, сильны, выносливы, умеют трудиться руками - делать юрты, добывать пропитание и так далее. Это означает, что все свои умения и навыки такой мужчина передаст сыну. В противном случае в качестве потенциального «жениха» мальчуган не рассматривается. Некоторые родители дочерей ухитряются выбрать будущего мужа своей малышке быстро, у некоторых этот процесс занимает довольно длительное время.

Сватовство также относится к традициям и обычаям якутов и проходит следующим образом. Девушке запрещено в этот день выходить из дома, а родители отправляются в дом кандидата на ее руку и сердце. Они беседуют не с самим парнем, а с его родителями, расписывая им в красках все достоинства дочки - здесь очень важно постараться, чтобы будущая невестка понравилась им заочно. Если родители парня не против, то они называют размер калыма - раньше калым отдавали оленями (это кое-где сохраняется и поныне), сейчас - деньгами. Когда родители ударяют по рукам, начинаются торжественные приготовления к свадьбе. Девушку к обряду готовит мать. Она же должна выдать дочери приданое, в которое непременно включаются богато украшенные наряды - это показывает, что невеста не из бедняков.

Свадебное одеяние якутов раньше шилось только из натуральных материалов, сейчас это не столь обязательно. Важно лишь одно: ослепительно белый цвет, он означает чистоту и непорочность. Также в наряде непременно наличие тугого пояса.

Время свадьбы выбирает девушка. Поначалу жених и невеста находятся в разных юртах. Шаман (вместо него может быть отец невесты или мать жениха) окуривает их берестяным дымом - считается, что это очищает молодоженов от различных наветов и всего дурного. Лишь после этого обряда им дозволено увидеть друг друга и совершить традиционный круг вокруг своего будущего дома (важно: до этого момента жених и невеста не встречаются с глазу на глаз, рядом с ними должен всегда кто-то находиться). Затем их объявляют законными мужем и женой и начинается трапеза, во время которой на девушке обязательно должны быть обереги - они защищают новоиспеченную семью от зла и болезней. Традиционные блюда на якутской свадьбе - оленина, говядина, рыба, жеребятина. Из напитков - кумыс и вино.

До свадьбы девушки-якутки могут ходить с непокрытой головой, выйдя замуж, молодая супруга отныне должна прятать свои волосы ото всех, кроме мужа.

Якутское искусство

Особенными являются и якутские песни. В первую очередь, речь идет об олонхо - местном эпическом фольклоре, который считается при этом видом поэзии. Исполняется он, как опера. Это древнейший вид якутского искусства, который нынче считается достоянием ЮНЕСКО.

Олонхо могут быть какого угодно размера - максимальные достигали тридцати шести тысяч (!) строк. В них входят все традиционные предания и сказания якутов. Исполнять якутские песни может далеко не каждый - для этого необходимо обладать ораторским даром и способностью к импровизации, а также уметь придавать своему голосу различные интонации и окраски. Олонхо рассказывают без перерыва - до семи ночей подряд, так что исполнитель должен обладать еще и хорошей памятью (впрочем, это - отличительная черта всех якутов).

Есть у якутов и свой национальный музыкальный инструмент. Он похож на варган, некоторые считают его именно разновидностью варгана. Называется этот инструмент хомус. Также к искусству якутов относится горловое пение, которым они очень славятся.

Традиции и обычаи

Издавна остаются неизменными некоторые традиции и обычаи якутов. Так, и поныне они очень почитают природу, веруя, что она живая. Они верят в существование добрых и злых духов и в то, что природа помогает бороться с последними. Так, например, молнии, гром, гроза, по их убеждениям, преследуют злых духов. Есть свои духи и у ветра - они охраняют покой на земле. Особо почитают якуты и воду, ей приносят подношения - лодочки из бересты. Нельзя опускать в воду что-либо острое - это может ранить ее. Огонь у якутов считается покровителем домашнего очага, раньше его не гасили, а переходя с места на место, забирали с собой в специальных горшках. Отдельное уважение якуты оказывают духу леса, который помогает им на промысле. Священное животное для этого народа - медведь, чьи когти они носят как амулеты и талисманы.

С традициями и обычаями якутов тесно связаны их многочисленные праздники. Например, Ысыах, который проходит в начале лета. Это семейный праздник, символизирующий дружбу народов, он считается у якутов самым главным. Другое его название - «Праздник кумыса». В его завершение непременно нужно исполнить особый танец-хоровод в честь солнца - таким образом светило благодарят за тепло.

К традициям и обычаям якутов относится и кровная месть. Также есть очень много родильных обрядов. А при смерти нужно позвать к себе кого-нибудь из молодежи и оставить ему все свои связи - рассказать как о друзьях, так и о врагах.

  1. Якутия - единственный регион в нашей стране, где действует сразу три часовых пояса (разница с Москвой 6, 7 и 8 часов).
  2. Почти половина территории Якутии расположена за Полярным кругом.
  3. У Якутии - первое место в РФ по общему количеству запасов всех природных ресурсов.
  4. Помимо двух государственных языков, в Республике Саха распространены эвенкийский, эвенский, долганский и юкагирские наречия.
  5. У якутов не растут волосы на теле.
  6. Почти в каждой якутской семье есть особые национальные ножи с асимметричным лезвием.
  7. Якутская легенда гласит, что камень Сат, который достают из желудков птиц и животных, считается волшебным, но он потеряет свою силу, если на него посмотрит женщина.
  8. Сахалар - это самоназвание якутов, а сахаляр - это человек, рожденный от брака якута и европейца.

Это далеко не все особенности и обычаи якутов. Такую интересную нацию нужно изучать долго и тщательно, чтобы полностью проникнуться их духом, - впрочем, как и любую другую народность на Земле.

Государственный костюм во многом определяется такими факторами, как обстановка, история, культура. Например, в холодных странах в качестве деталей используются натуральные мягкое золото. Часто присутствуют вышитые на ткани национальные орнаменты неужто религиозная символика. В настоящие время в национальный костюм облачаются кайфовый время народных праздников и гуляний и для исполнения национальных танцев и песен.

Республика Саха: территориальное расположение, климат, история, культура

На данный срок она входит в состав Российской Федерации, в Дальневосточный федеральный дистрикт. Климат там суровый, северный, с коротким летом и длинной в зимнее время, во время которой температура воздуха может опускаться раньше 50 градусов ниже нуля. Этот фактор объясняет пользование меха и кожи в костюме. Как народность якуты (они но саха или сахалар) произошли от тунгусцев, палеоазиатов, монголо- и тюркоязычных кочевых племен. Объединение этой причине в деталях национального костюма присутствуют традиционные начатки одежды и других народностей. В древности якуты исповедовали религию подина названием Айыы. Даже сейчас в их традициях отмечать триумф Ысыах, где прославляются Боги Айыы, присутствуют шаманы и используется горловое рулада.

Образцы первых национальных костюмов

Считается, что история традиционной одежды Саха начинается в XIII веке. Раз уж на то пошло для тепла использовались меха и кожа животных и грубое сермяга. Украшалось одеяние национальным орнаментом, который наносился на материал путем вышивки. Когда якуты освоили скотоводство, основным материалом стал хорек домашних животных. Им же и декорировался костюм, например, нашивались рукавчики или воротники. Помимо этого, одежа украшалась еще и бархатом. Одним изо самых древних считается костюм тангалай. Представлял он лицом изделие из сыромятной кожи с меховыми вставками в верхней части рукава. Грация была декорирована металлическими украшениями, по бокам присутствовали разрезы. Бери данный момент такой костюм уже не носят.

Современные намерение кроя

В якутском национальном костюме есть несколько традиционных элементов пошива. Особо популярный крой называется«оноолоох, бууктаах», и заключает в себя следующие элементы:

  1. Рукав «буук». Пышный, свободный, время от времени со сборками.
  2. «Оноо». Это складки на спинке костюма.

До сей поры один крой «кытыылаах». Его особенностью является наличие широких полос с суконного материала на бортах костюма. Часто при декорировании используется кумачный цвет.

Национальный костюм для взрослых

При пошиве одежды к женщин используются практичные и натуральные ткани, такие как, вот хоть, сатин и ситец. Для создания праздничных одеяний используется шелк и тетрадь. Женский национальный костюм подразумевает декорирование вышивкой, бисером и меховыми орнаментами.

Традиционно представительницы прекрасного пола носили большое нажин украшений. На голову надевались металлические или бисерные обручи с ниспадающими повдоль лица звеньями. Украшались и волосы — накосник носил название сухуох другими словами киистэ и крепился с помощью ремешков из сыромятной кожи. Знаменитое нагрудное предмет гордости — подвеска кэбихэр илисурэх, по форме напоминающая крест. Близ изготовлении использовались такие техники, как чернение и золочение. Большим в количестве украшений выражалось уважение к женщине как к продолжательнице рода, окр того, некоторые из них играли роль оберегов и талисманов.


Женская шерсть называется саныйах. Изготавливается она из меха лисы, соболя и волка. Венчальный вариант украшается меховым узором в виде крыльев птицы.

Завершенный костюм для бракосочетания включал в себя следующие элементы: фата на лицо — аннах, рубаха из сыромятной кожи, натазники — брюки, ноговицы — гетры от колена до щиколотки, доха — меховая одежда с узором крыльев, дьабака — головной убор с выступом на макушке, небольшую) толику напоминающий военный шлем. Конечно же, к свадебному одеянию прилагалось большое объем украшений: на голову, шею, руки.


Якутский дельный национальный костюм выглядел намного скромнее женского. Обязательно присутствовала меховая опушка на воротнике и манжетах. Отличалась она объемом и высотой ворса. Числом краю подола, рукава, а также вдоль бортов шуб и накидок вышивались традиционные узоры, чаще (за синего, бежевого или коричневого цвета. Головной убор мужской пол по форме напоминал военный шлем. Он делался изо натурального меха. Благодаря завязкам, шея и уши были убедительно защищены от ветра и морозов. Некоторые головные уборы украшались ушками, что-то символизировало связь с космосом и Вселенной. Другой элемент декора — полная полумесяц или солнце, что означало продолжение рода. Также шапки по временам украшались пышными меховыми хвостами на макушке.

Подобно как надевали на ноги

Обувь как для мужчин, круглым счетом и для женщин представляла собой унты — тыс этэрбес. Они изготавливались с шкуры голени оленя — камуса, и прошивались войлоком. В такой обуви только и можно было комфортно чувствовать себя в мороз до 50 градусов вверх нуля. Еще один вариант — торбаза. Такая обувь делалась с сукна и кожи и подшивалась войлоком и шерстью. Отделывалась мехом рыжей лисы, чернобурки возможно ли бобра. Наиболее популярные цвета обуви: серый, бежевый, каштановый, черный. Конечно же, женский вариант украшался бисером, вышивкой, узорами изо меха.

Летняя обувь называлась тэрэхэ и представляла из себя укороченные ботинки.

Якутский детский национальный костюм

Почти до конца копировал одежду взрослых. Якутский национальный костюм для девочки представлял с лица уменьшенную копию одежды взрослой якутки. Дети также носили неодинаковые украшения из металла, бисера и меха.

Якутский общенациональный костюм для мальчика тоже ничем не отличался с одеяния взрослого мужчины. Меховая оторочка и скромная вышивка — вона составные части костюма маленького якута.

Ритуальная одежда

Ради связь с духами у якутов отвечал особый человек — шаман. Его одежа отличалось от костюмов обычных людей, и некоторые его детали могли надевать особый ритуальный смысл. Так, например, многие костюмы украшались бахромой, напоминающей оперенье, вдоль рукавов и на спине. Такое оформление символизировало птицу. Надевая таковой костюм, шаман получал возможность «летать» и связываться с потусторонними мирами. За вычетом бахромы для отождествления себя с птицей их изображения наносились держи само одеяние и использовались в качестве подвесок. В основном это были гагара, журавушка, орел и утка. Основным материалом для пошива была вымогатель жеребца шерстью наружу. Отдельного внимания заслуживает головной повой шамана. Материалом служила шкура с головы жеребца, на которой оставляли ушки и гриву. Такой головной убор никак не украшался, обычные слуги носить его не могли.


Якутский народный костюм в наши дни

В традиционную одежду якуты облачаются в житье национальных праздников. Образцы повседневной и праздничной традиционной одежды равным образом можно увидеть в исторических музеях. Фото якутского национального костюма только и остается увидеть и в нашей статье. На сегодняшний день используется намного больший ассортимент тканей и разнообразных фасонов. Однако часто позволяется встретить и традиционные элементы национального костюма: например, современное свадебное одежа и головной убор дьабаха. По всему миру знамениты понты из Якутии как из драгоценных металлов, так и с бисера (техника работы с последним в некоторых семьях передается с матери к дочери). Современные якутские дизайнеры часто вдохновляются элементами национального костюма и используют их подле создании современных моделей.

Численность населения Якутии составляет 955,6 тыс. человек, из которых около половины представлена коренными жителями. Большую часть составляют якуты, остальную малочисленные народы. Вашему вниманию предлагается подборка одежды некоторых малочисленных народов Якутии.

Для северян олень — не только основное ездовое животное и источник еды, но и ценный «поставщик» материалов для одежды. Издавна зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю – из ровдуги (выделанной оленьей кожи). Сейчас традиционную одежду в основном носят либо во время праздников, либо комбинируют с современной одеждой.

Еще следует указать на то, что сегодняшняя национальная одежда северных народов сильно отличается от традиционной. Это связано не только с появлением в обиходе новых материалов, но и с усилением межэтнических контактов, в результате которого произошел взаимообмен деталями одежды. Например, эвены-оленеводы сейчас предпочитают либо глухую верхнюю одежду (как у чукчей или коряков), либо меховые куртки с карманами и отложными воротниками (как у якутов).

По данным Евдокии Боковой — эвенской поэтессы, мелодиста и собирателя эвенского фольклора, «не так давно мужская и женская одежда эвенов была одинакова и разница заключалась в основном в количестве и характере украшений». Мужские передники украшались скромно, женские же, украшались ровдужной бахромой, меховыми кисточками, металлическими подвесками и т.д.

Носитель эвенской культуры, уроженец Аллаиховского улуса Максим Дуткин.

Для украшения одежды и предметов быта народы Севера давно используют бисер. Есть данные, что в дореволюционной России за небольшое количество бусинок отдавали целого оленя. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, унты, головные уборы и даже оленей и оленьи нарты.

Самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.

Орнаменты показывали социальные и половозрастные различия, а некоторые декоративные элементы служили чем-то вроде календарей. Было в украшениях и ритуальное значение — считалось, что звон металлических подвесок отпугивает злых духов и защищает владельца.

«…неумолкаемый звон побрякушек сопровождает каждое движение ламутской девушки…»

Олсуфьев А.В. Общий очерк Анадырской округи, её экономического состояния

и быта населения. — СПб.: Типография императорской АН, 1896. — С. 135.

Как и у всех народов, каждый орнамент имеет свое значение. Одним из самых известных узоров является «шахматный». Он означает оленьи тропы. В основе узоров используют также изображения рогов снежного барана или оленя, следы различных зверей и т.д.

Долганская делегация на слете оленеводов (Якутск, 2013)

Долганская народность сложилась в XIX — начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечает, что «некоторая часть якутов перешла в Енисейскую губернию, в Туруханский край, где они успели совершенно объякутить долган — небольшое тунгусское племя, точно так же, как и русских, заброшенных в дальние углы Якутского края». В. В. Ушницкий в своей работе «Тунгусские роды Якутии XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности» пишет:

«Есть две точки зрения по вопросу о происхождении долган. Первая заключается в том, что долганы - самостоятельный по происхождению этнос, со своей самостоятельной культурой и языком, а вторая - в том, что долганы являются одной из групп северных якутов-оленеводов. Заслуживает внимания историческая фигура Дыгынчи - князца долганов. Он же на Яне упоминается как князец «юкагиров». Видимо, долганы бежали на Яну к юкагирам. Его образ вошёл в фольклор северных якутов-оленеводов под именем Даринчи, его сын Юнгкээбил уже жил и действовал на Оленьке».

Красочные русские платки с советских времен здесь пользуются большой популярностью и очень даже гармонично смотрятся на фоне северных орнаментов.

Чукчи Якутии демонстрируют свои наряды.

Для окраски выделанной кожи применяют различные природные красители. Например, настой ольховой коры или труху.

Эвенкийка Дуткина Вера Александровна. Родом она из Томской области и приехала в Якутию еще в 70-х годах. Вера Александровна рассказала, что передник, который она показывает, принадлежал еще её бабушке.

Одним из наиболее распространенных у коренных народов Севера способов украшения одежды, обуви, головных уборов, предметов домашнего обихода является меховая мозаика. Композиции из контрастных по цвету кусочков меха, сшитых между собой вырезают от руки или по шаблону в виде полосок, ромбов, треугольников, кружочков и других геометрических фигур.

Традиционная летняя одежда шьется из ровдуги, но так как выделка шкур занятие достаточно трудоемкое, да и весят они немало, в настоящее время во многих танцевальных коллективах вместо выделанной кожи используют либо ткань, либо заводскую замшу.

Эвенкийская певица Синильга